Ошо. Желание - это семя сумасшествия. Чего бы вы ни желали, вы становитесь объектом своих желаний. Так что осознавайте то, чего вы желаете, потому что вы становитесь этим. Мы живем на поверхности самих себя - просто на краю, на границе. Наши чувства находятся на границе, а сознание - глубоко в центре. Мы живем в чувствах, это естественно. Но это не окончательный расцвет, это всего лишь начало. И когда мы живем в чувствах, мы связаны в основном с объектами, потому что чувства не имеют значения до тех пор, пока мы не свяжем их с тем или иным объектом наслаждения. Глаза, например, бесполезны до тех пор, пока не появится что-то, что можно увидеть, уши бесполезны до тех пор, пока не появится что-то, что можно услышать, а руки бесполезны до тех пор, пока не появится что-то, к чему можно прикоснуться. Мы живем в чувствах, поэтому мы вынуждены жить в объектах. Чувства расположены на границе существа, в теле, а объекты даже не на границе, они вне этой границы. Поэтому, прежде чем перейти к этим техникам, следует усвоить три момента. Во-первых, сознание находится в центре. Во-вторых, чувства, через которые сознание проникает наружу, находятся на границе. И, в-третьих, объекты окружающего мира, к которым перемещается сознание через чувства, находятся за пределами этих границ. Эти три момента нужно все время помнить: сознание в центре, чувства на границе и объекты за пределами границы. Постарайтесь ясно это понять, так как тогда эти техники будут очень простыми. Посмотрите на это с различных сторон. Первое: чувства находятся как раз между сознанием и объектами, как раз посередине. С одной стороны сознание, с другой - мир объектов. Чувства как раз посередине - между этими двумя. От чувств вы можете двигаться любым путем: или вы можете двигаться к объектам, или вы можете двигаться к центру. В любом направлении расстояние одно и то же. От чувств дверь открыта в обе стороны - в сторону объектов и в сторону центра. Вы находитесь в области чувств. Вот почему один из наиболее известных мастеров дзэна, Бокудзю, сказал, что нирвана и мир находятся на одном и том же расстоянии. Так что не думайте, что нирвана очень далеко. Мир и нирвана, этот мир и тот, другой мир, находятся на одном и том же расстоянии. Это высказывание породило много недоразумений, поскольку нам кажется, что нирвана очень, очень далеко - что мокша, освобождение, царство Божье, находится очень, очень далеко. Нам кажется, что мир совсем рядом, он просто здесь. Но Бокудзю утверждает - и он прав, - что и то и другое находится на одном и том же расстоянии. Мир здесь, и нирвана тоже здесь. Мир близко, и нирвана тоже близко. Чтобы достичь нирваны, вы должны двигаться внутрь, что¬бы достичь объектов, вы должны двигаться наружу; расстояние одно и тоже. От моих глаз мой центр расположен так же близко, как и вы. Я могу видеть вас, если я двигаюсь наружу, я могу видеть себя, если я двигаюсь внутрь. Мы находимся у дверей чувств, но обычно те¬лесные потребности таковы, что сознание движется наружу. Вам нужна пища, вам нужна вода для питья, вам нужен дом для проживания. Это ваши телесные потребности, причем они могут быть найдены только во внешнем мире, поэтому совершенно естественно, что сознание движется через чувства по направлению к внешнему миру. Пока у вас не появятся потребности, которые можно удовлетворить только движением внутрь, вы никогда внутрь двигаться не будете. Следует помнить три вещи. Во-первых, смерть. Запомните, все жизненные потребности заставляют вас двигаться наружу. Если вы хотите двигаться внутрь, основным понятием должна стать смерть; в противном случае вы не сможете двигаться внутрь. Вот почему так случается, что люди, подобные Будде, которые глубоко осознали смерть, начинают двигаться внутрь. Только после того, как вы осознаете смерть, вы создадите потребность оглянуться назад. Жизнь смотрит наружу, во внешний мир. Пока вы не осознаете смерть, религия для вас не имеет значения. Вот почему у животных нет религии. Они живые, они в такой же степени живые, как и человек, или даже в большей степени, но они не могут осознать смерть, они не могут постигнуть смерть, они не могут увидеть смерть в будущем. Они видят, как умирают другие, но в ум животного никогда не приходит мысль, что эта смерть является указанием и на их собственную смерть. Для ума животного смерть всегда случается с другими. И если для вас также смерть будет тем, что случается только с другими, то вы все еще будете жить с умом животного. Если вы не осознаете смерть, то вы еще не стали человеком. Это основная разница между животным и человеком - животное не может осознать смерть, а человек может. Если вы не осознаете смерть, вы еще не человек, а только человек может создать потребность двигаться внутрь. Если вы желаете пристально обдумать смерть, узнайте о ней еще один факт: она возможна уже в следующий момент, она возможна непосредственно в следующий же момент. Вы можете быть уже не в состоянии услышать все мое последнее предложение, я могу быть не в состоянии завершить его. Смерть возможна в любой момент, но ум не поверит этому. Я говорю это, а ваш ум скажет: «Нет! Как она может случиться в следующий момент? Она еще очень далеко». Но это лишь уловка. Если вы оттягиваете смерть, вы не сможете ее внимательно обдумать. Она должна быть настолько близкой, чтобы вы могли сфокусироваться на ней. И когда я говорю, что она возможна в любой момент, я имею в виду именно это. Она может случиться, и когда бы она ни случилась, она случится в следующий момент. Непосредственно перед этим вы не сможете понять, что она должна случиться. Во-вторых, вы продолжаете жить. Вы продолжаете создавать искусственный смысл и искусственные цели для непосредственно текущего момента. Вы никогда не думаете о своей жизни как о едином целом, независимо от того имеет она какой-то смысл или нет. Вы продолжаете создавать себе новые цели и этими целями подгоняете себя. Вот почему бедный человек живет более значительной жизнью, чем богатый - потому что бедному человеку нужно больше получить от жизни, и это придает его жизни больше смысла. Если вы действительно богаты, то это означает, что вы имеете все, что возможно, и этот мир не может вам ничего больше предложить. Тогда ваша жизнь теряет смысл. Теперь вы не можете создать никакой текущей цели, цели сегодняшнего дня, помогающей вам жить. Вот почему, чем богаче общество, чем богаче культура, тем большая бессмысленность жизни в ней ощущается. Более бедные общества никогда не ощущают свою бессмысленность. Бедный человек связан с тем, чтобы иметь дом. Ради этого он работает несколько лет. Его жизнь имеет смысл; чего-то нужно достигнуть. И когда он получит дом, он будет счастлив, как минимум, в течение нескольких дней, но затем появляется еще больший дом... И так он будет продолжать двигаться, делая это и то, никогда не думая о своей жизни в целом, независимо от того, имеет она смысл или нет. Он никогда не воспринимает жизнь как единое целое. Только представьте себе, что вы имеете все - дом, автомобиль, о котором вы мечтали, и все ваши мечты исполнены. И что сейчас? Только представьте себе, что все, в чем вы нуждаетесь, имеется, вы обладаете этим. Что теперь? Вдруг исчезает смысл жизни. Вы стоите над бездной; ничто не может быть сделано, все потеряло значение. Ваша жизнь уже не имеет смысла, только вы не осознаете это. Если вы даже получите весь мир, что дальше? Что исполнилось? И третье: человек все время все забывает. Вы все время все забываете. Вы вчера сердились и раскаивались в этом. Сейчас вы об этом уже забыли, и если та же самая ситуация снова повторится, вы снова будете сердиться. Так происходит в течение всей вашей жизни - вы раскаиваетесь в одних и тех же вещах. Говорят, что очень трудно найти человека, которого жизнь учит - это очень редкое явление. На самом деле жизнь никого не учит. Если бы жизнь вас учила, то вы не могли бы совершать одни и те же ошибки дважды. Но вы продолжаете совершать одни и те же ошибки снова и снова. Более того, чем больше вы их совершаете, тем более вы становитесь склонными их совершать. Вы снова и снова гневаетесь, снова и снова сожалеете об этом, и вы ничему не учитесь. При определенных условиях вы будете сердиться, будете совершать те же самые сумасшедшие вещи, а затем вы снова будете раскаиваться - это тоже часть этого. А затем вы снова будете готовы попасть в те же условия и снова сердиться. Итак, запомните третье: если вы желаете обратиться внутрь, учитесь! Что бы вы ни делали, учитесь на этом. Извлекайте суть из всего. Посмотрите назад на то, что вы сделали со своей жизнью, со своей энергией, со своим временем - одни и те же ошибки, одни и те же глупости снова и снова. Таким образом, вы движетесь в колесе. Это не очень удачно сказано, скорее колесо движет вас. Вы продолжаете и продолжаете механическое движение. Вот почему в Индии мы называем мир сансарой. Сансара означает колесо, которое все время вращается, а вы просто прицепились к одной из его спиц и тоже продолжаете вращаться. Пока вы не узнаете что-либо об этом колесе, об этом порочном круге, об этой сансаре, пока вы не узнаете хоть что-то о нем, вы не сможете покинуть спицу и выпрыгнуть из него. Поэтому три слова, три ключевых слова: Смерть: сделайте ее объектом постоянного размышления. Смысл: продолжайте искать его в своей жизни. 33. Смотрите в бескрайнее небо. Просто глядя в голубое небо поверх облаков, достигнешь безмятежности. Теперь вы понимаете, почему я говорил о столь многом - потому что техники являются очень простыми, а вы можете делать их без каких-либо результатов. Тогда вы скажете: «Что это за техники? Мы ведь можем их делать, они такие простые». Вы можете смотреть на голубое небо над облаками, и ничего не случится. Тогда вы скажете: «Шива говорит неразумно, нерационально. Он болтает все, что придет ему в голову. Что это за техника? Просто глядя в голубое небо поверх облаков, достигнешь безмятежности - и кто-то станет безмятежным». Но если вы будете помнить: смерть, смысл, обучение, то эта техника поможет вам немедленно повернуть внутрь. Глядя в голубое небо поверх облаков... Просто глядя, не думая. Небо является бесконечным, оно нигде не кончается. Просто всмотритесь в него. Там нет объектов - вот почему выбрано небо. Небо не является объектом. Лингвистически это объект, но экзистенциально небо объектом не является, потому что объект должен начинаться и кончаться. Вокруг объекта вы можете обойти, вокруг неба вы обойти не можете. Вы находитесь в небе, но вы не можете обойти вокруг него. Поэтому вы можете быть объектом для неба, а небо для вас объектом быть не может. Вы можете смотреть в него, но не на него, и это смотрение в него продолжается и продолжается... оно никогда не кончается. Так что взгляните в голубое небо и продолжайте смотреть. Объект является бесконечным, у него нет границ. Не думайте о нем, не говорите, что оно прекрасно. Не говорите: «Как чудесно!» Не оценивайте цвет, не начинайте рассуждать. Если вы начнете рассуждать, вы остановитесь. Теперь ваши глаза не движутся в голубизну, в бесконечную голубизну. Просто смотрите - не думайте. Не создавайте слов; они превращаются в барьеры. Не должны быть произнесены даже слова «голубое небо». Не разглагольствуйте. Должен быть только чистый, невинный взгляд в голубое небо. Оно никогда не кончается. Вы будете смотреть, смотреть, смотреть, и вдруг, из-за того, что объекта нет, есть только вакуум, вдруг вы станете осознающим самого себя. Почему? Потому что, если кругом вакуум, то ваши чувства бесполезны. Чувства являются полезными только тогда, когда есть объект. Если вы смотрите на цветок, тогда вы смотрите на нечто - цветок здесь. Неба здесь нет. Что вы понимаете под словом «небо»? То, чего нет. «Небо» означает пространство. Все объекты находятся в небе, но небо объектом не является. Это просто вакуум, пространство, в котором могут существовать объекты. Небо само по себе является всего лишь чистой пустотой. Смотрите на эту чистую пустоту. Вот почему сутра говорит: поверх облаков. Поскольку облака небом не являются, они являются объектами, плывущими в небе. Вы можете смотреть на облака, но это не поможет. Смотрите в голубое небо - не на звезды, не на луну, не на облака, но на безобъективность, в пустоту. Смотрите в нее. Что произойдет? В пустоте нет объектов, за которые можно было бы ухватиться чувствами. Поскольку там нет объектов, за которые можно было бы ухватиться, к которым можно было бы прицепиться, то чувства становятся ненужными. И если вы смотрите в голубое небо без размышлений, то вдруг вы почувствуете, что все исчезло, что ничего нет. В этом исчезновении вы осознаете самого себя. Глядя в эту пустоту, вы станете пустыми. Почему? Потому что ваши глаза подобны зеркалу. В них отражается все, что бы ни находилось перед ними. Я вижу вас, а вы печальны - тогда вдруг в меня входит печаль. Если печальный человек входит в вашу комнату, вы становитесь печальными. Что при этом происходит? Вы смотрите на печаль. Вы подобны зеркалу, печаль отражается в вас. Кто-то от души смеется - вдруг вы ощущаете, что в вас тоже входит смех. Он становится заразительным. Что происходит? Вы подобны зеркалу, вы все отражаете. Вы смотрите на прекрасный объект - он отражается в вас. Вы смотрите на безобразный объект - он отражается в вас. На что бы вы ни смотрели, оно проникает глубоко в вас. Это становится частью вашего сознания. Если вы смотрите в пустоту, то отражать нечего - или только бесконечное голубое небо. Если оно отражается, если вы ощущаете внутри себя бесконечное голубое небо, вы станете безмятежными, вы обретете безмятежность. И если вы действительно сможете постигнуть пустоту - где исчезает и небо, и голубизна, где остается только пустота, - то внутри вас также будет отражаться пустота. А в пустоте как вы можете быть озабоченными, как вы можете быть напряженными? Как ум может функционировать в пустоте? Он останавливается, он исчезает. В исчезновении ума, ума напряженного, беспокойного, наполненного уместными и неуместными мыслями, в этом исчезновении ума - безмятежность. Еще одно. Пустота, отраженная внутрь, превращается в отсут¬ствие желаний. Желания являются напряжением. Вы желаете, и вы становитесь озабоченными. Вы смотрите на прекрасную женщину - внезапно возникает желание. Вы смотрите на прекрасный дом - вы желаете обладать им. Вы смотрите на проезжающий мимо прекрасный автомобиль - вы хотите быть в нем, вы хотите вести его. Желание входит в вас, а вместе с желанием вы становитесь обеспокоенными: «Как это получить? Что нужно сделать, чтобы это пол¬учить?» Ум становится расстроенным, разочарованным или надеющимся, но все это мечты, сновидения. Многое может случиться. Когда есть желание, вы обеспокоены. Ум расщепляется на куски, зарождаются многие планы, мечты, проекты; вы становитесь сумасшедшим. Желание - это семя сумасшествия. Но пустота не является объектом; это просто пустота. Когда вы смотрите на пустоту, никаких желаний не возникает; они не могут возникнуть. Вы не желаете обладать пустотой, вы не желаете любить пустоту, вы не желаете сделать из нее дом. Пустота? Вам нечего с ней делать! Все движения ума прекращаются, не возникает никаких желаний, а при не возникновении желаний - безмятежность. Вы становитесь молчаливыми, безмятежными. В вас распускается внезапный покой. Вы становитесь подобными небу. И еще. О чем бы вы ни размышляли, вы становитесь подобны¬ми этому, вы становитесь этим, потому что ум может принимать бесконечное количество форм. Чего бы вы ни желали, ваш ум принимает его форму, вы становитесь объектом этого желания. Вот почему ум человека, который желает богатства, золота, денег, сам превращается просто в копилку - и больше ничего. Потрясите его, и вы услышите внутри звон рупий, больше ничего. Чего бы вы ни желали, вы становитесь объектом своих желаний. Так что осознавайте то, чего вы желаете, потому что вы становитесь этим. Небо является наиболее пустой вещью. Оно совсем рядом с вами, оно ничего не стоит, и вам никуда не надо идти, чтобы его найти - ни в Гималаи, ни в Тибет. Современная технология все разрушила, но небо все еще здесь - вы можете использовать его. Используйте его, пока оно не разрушено - в любой день его могут разрушить. Смотрите, проникайте в него. И взгляд ваш должен быть не думающим, запомните это. Тогда вы ощутите внутри то же самое небо, то же самое измерение, то же самое пространство, ту же самую голубизну и пустоту. Вот почему Шива говорит: Просто глядя в голубое небо поверх облаков, достигнешь безмятежности. Ошо
|